Собачья жизнь: как кризис отразился на домашних питомцах

Собачья жизнь: как кризис отразился на домашних питомцах

Торжестенное открытие выставки Зоосфера 2015 год.

Петербургский зообизнес надеется на рост рынка

Еще в начале 2015 года игроки российского зоорынка предрекали массовое закрытие магазинов, торгующих товарами для животных. Тогда они ссылались на подорожание закупочной стоимости импортных кормов и снижение покупательского спроса, которые должны были привести к падению объемов продаж зоомагазинов.

Однако худшие прогнозы не оправдались — зоорынок пока держится на плаву. Как сообщила генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова, выступая на Международной выставке товаров и услуг для домашних животных «Зоосфера», кризис ударил по этому рынку не так сильно, как ожидалось. Что касается Петербурга, то здесь зоорынок даже подрос с начала года на 10%, сообщила Т.Колчанова.

При этом ни она, ни другие эксперты не смогли назвать объем рынка зоотоваров в настоящее время ни в Петербурге, ни в России в целом. Ранее в подкомитете по предпринимательству в сфере зообизнеса Торгово-промышленной палаты РФ сообщали, что на начало 2014 года он составлял примерно $4 млрд (доля импортных товаров в зоомагазинах достигала 90%). Однако председатель правления Союза предприятий зообизнеса Кирилл Дмитриев сообщил РБК Петербург, что на самом деле подсчитать объем зоорынка в России практически невозможно — в первую очередь, из-за его закрытости. «Никто не публикует цифры своих продаж и производства, — отмечает он. — Возможно, для того, чтобы никто не знал, сколько они импортируют и сколько производят сами».

Импортозамещение на четырех ногах

Довольно стабильную ситуацию на рынке эксперты объясняют повышением цен на зоотовары. В основном, это касается кормов (85-90% всего зоорынка). Спрос на все прочие товары и услуги, скорее, падает, чем растет.

Международная выставка товаров и услуг для домашних животных «Зоосфера» 2015

По словам директора по продажам «Иванко» (розничная продажа кормов) Богдана Кишкина, цены на товары некоторых импортных производителей выросли в цене до 100%, российские товары подорожали в среднем на 40-50%. Представитель компании ООО «Биосфера» (производство, импорт и реализация товаров для животных) Алексей Покровский, в свою очередь, отметил, что цены на некоторые позиции выросли в два-три раза.

У 54% участников опроса не изменилось количество совершаемых ими покупок товаров для животных и/или использование услуг. 25% считают, что количество покупок/услуг уменьшилось.

По словам гендиректора «Золотой рыбки» (поставщик зоопродукции) Нина Гогунц, многим производителям кризис сыграл на руку. Учитывая падение рубля и, как следствие, подорожание импортных товаров, люди стараются перейти на более дешевые товары российского производства. В результате у некоторых местных производителей увеличились заказы в два-три раза. Более того, многие мясные комбинаты своим вторым направлением выбирают консервы для животных.

А компания «Иванко» в этом году даже запустила несколько новых линеек эконом и среднего сегмента под собственной маркой. Кроме того, компания открыла свои представительства в регионах. Компания «Биосфера» также открывает новые магазины (в этом году, в частности, были открыты четыре магазина в Петербурге).

По данным К. Дмитриева из Союза предприятий зообизнеса, рынок российских кормов вырос примерно на 20%, импортных — упал на 40%. Специалисты маркетингового агентства «Родемакс» подтверждают, что для посетителей зоомагазинов в последнее время определяющим фактором при выборе товара или услуги все чаще становится цена (см. таблицу ниже).

Специалисты маркетингового агентства «Родемакс» подтверждают, что для посетителей зоомагазинов в последнее время определяющим фактором при выборе товара или услуги все чаще становится цена

Что касается «импортозамещения», то долго его успех длиться не может, говорят эксперты зоорынка. «Ассортимент отечественных кормов на сегодняшний день очень небольшой, поэтому полностью перейти на отечественные товары нереально», — говорит Т. Колчанова.

К. Дмитриев отмечает, что, в основном, импортозамещение касается сегмента «эконом». «Если говорить про корма «премиум» и «суперпремиум», то здесь нет такого тренда, потому что нет конкурентоспособных российских кормов. За хорошими кормами все-таки стоит большая наука — рецептура, технологии…У нас даже нет такого количества курятины, чтобы адекватно производить высококачественные корма», — добавляет он. Сам К. Дмитриев считает, что никакого импортозамещения быть не должно — покупатель сам волен выбирать корма российского или зарубежного производства, дешевые или дорогие.

Без парикмахера

Что касается рынка всех прочих зоотоваров (одежда, игрушки) и сферы услуг, то он определенно сжимается, говорят эксперты. Если раньше людям хотелось купить питомцу новый ошейник и они могли легко себе позволить это, то сейчас они дважды подумают, говорит один из участников рынка.

Международная выставка товаров и услуг для домашних животных «Зоосфера» 2015

В этом году заметно снизился спрос на услуги по уходу за домашними животными. Эксперт Европейской Ассоциации грумеров в классе пуделей, владелец груминг-центра в Москве Роман Фомин рассказал корреспонденту РБК Петербург, что сейчас в груминге действительно наблюдается спад. Если раньше приходили стричь собаку шесть раз в год, то теперь приходят всего четыре раза. Р.Фомин сообщил, что даже салоны с опытом от пяти до десяти лет, которые имеют стабильно большую клиентуру, заметили снижение покупательской способности.

Владелица двух салонов в Петербурге Ольга Калашникова подтвердила тенденцию, обозначенную Р. Фоминым. По ее словам, клиенты не отказываются от услуг, но делают между посещениями большие интервалы.

Заплыв по-собачьи

Несмотря на финансовые сложности в сфере груминга, никто из крупных игроков с этого рынка не ушел, говорят эксперты. «Салоны, которые работали, работают дальше, хоть и экономят», — говорит О. Калашникова. В следующем году ситуация вряд ли кардинально изменится, отмечает она.

При этом большинство игроков зоорынка надеется на то, что в 2016 году рынок вырастет примерно на 15%. «Максимум падения уже достигнут. Дальше, как нам кажется, рынок будет выравниваться, расти и стабилизироваться. Хочется рассчитывать на рост 15%», — говорит А. Покровский.

К. Дмитриев из Союза предприятий зообизнеса не разделяет оптимизма коллег. «Я думаю, что роста не будет в следующем году — будет топтание на месте. Я надеюсь, что все-таки не будет стагнации, потому что люди очень положительно относятся к своим животным. Но до тех пор, пока у нас не будет дешевых денег, у нас ничего не будет расти», — отметил он.

Цифры

Как сообщает маркетинговое агентство «Родемакс», по мнению потребителей, за год уровень цен на зоопродукцию вырос на 30-50%. При этом подорожание коснулось всех зоотоваров и услуг. По словам экспертов, падение продаж в различных сегментах составило от 20 до 70%.

Подавляющее большинство (78%) участников опроса, посчитали, что их расходы на товары и услуги для животных возросли. 17% респондентов отметили, что их затраты остались без изменений, и только 5% владельцев животных сообщили о снижении расходов на зоотовары и услуги.

С сентября 2014 года по октябрь 2015 года с 32% до 25% сократилось количество покупателей, делающих небольшие разовые покупки, сумма которых не превышает 500 рублей. При этом, по мнению экспертов, сумма разовой покупки на различные группы товаров составляет от 250 до 600 рублей.

Каждый пятый покупатель (22%) ежемесячно оставляет в зоомагазинах сумму, не превышающую тысячу рублей. Примерно столько же (20%) опрошенных ежемесячно тратят на животных от 1000 до 2500 рублей.

Третья, условная группа потребителей (53%), состоящая преимущественно из заводчиков и владельцев питомников, а также тех, кто помимо мелких домашних животных содержит собак и / или кошек, тратит на своих питомцев свыше 2500 рублей в месяц.

У 54% участников опроса не изменилось количество совершаемых ими покупок товаров для животных и/или использование услуг. 25% считают, что количество покупок/услуг уменьшилось. И лишь у 21% респондентов количество покупок увеличилось. Увеличение числа покупок некоторые связывают с увеличением количества животных. Такие ответы в большей степени характеры для заводчиков, владельцев грызунов и разных видов животных.

Авторы: Алена Рангаева, Роман Кизыма

Источник: РБК
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс  |  ZooAdv - сеть баннерной зоорекламы