Весной могут закрыться более половины зоомагазинов

Весной могут закрыться более половины зоомагазинов

В кризис россияне стали меньше покупать домашних животных и резко сократили расходы на содержание уже имеющихся питомцев.

Девушки у витрины зоомагазина Фото: РИА Новости

Более 50% зоомагазинов по всей России могут закрыться уже весной этого года из-за резкого падения продаж, связанного с экономическим кризисом. Как рассказал «Известиям» председатель правления Союза предприятий а , объемы продаж зоомагазинов снизились до 70%. Причина такого падения — подорожание закупочной стоимости импортных кормов и снижение спроса. Представители бизнеса замечают, что россияне стали экономить на содержании домашних животных, кормят их кашей или тушенкой и не покупают игрушек, ошейников, расчесок и других сопутствующих товаров. Кризис также повлиял и на решение граждан приобрести питомца — например, в Москве спрос на собак упал в 2–3 раза, а питомники практически перестали разводить догов, ротвейлеров, кавказских овчарок и другие крупные породы.

Диета для животных

Объемы продаж в зоомагазинах, по разным оценкам, упали на 30–70%.

— Кризис сильно сказался на индустрии зообизнеса, — говорит Дмитриев. — Уже произошло подорожание на всю импортную продукцию (в основном на корма) от 40 до 80%. На товары российского производства цена тоже постепенно ползет вверх. При этом в розничной продаже стоимость выросла не столь значительно — на 10–20%.

С учетом резкого подорожания оптовых цен, уменьшения спроса и сокращения выручки союз прогнозирует большое количество банкротств зоомагазинов — более 50% торговых точек находятся в зоне риска закрытия.

— Некоторые магазины уже закрылись, в частности семь точек в Екатеринбурге. Пока массовых закрытий не было, — говорит Дмитриев. — В феврале произошло серьезное падение выручки даже по сравнению с концом 2014 года. Покупательская способность падает постепенно, поэтому серьезный спад можно будет наблюдать, скорее всего, в марте-апреле 2015 года.

Дмитриев пояснил, что подавляющую долю в структуре продаж зоомагазинов составляют корма — около 70–80%.

— В основном продаются корма для собак и кошек, незначительная составляющая приходится на пропитание для грызунов, рептилий, рыб, птиц и пр. На сопутствующие товары — , ветпрепараты, шампуни, косметику, ошейники, поводки, расчески, одежду — приходится около 20%. И лишь 1% — это продажа самих животных, — рассказал он.

По словам Дмитриева, россияне стали экономить на содержании питомцев.

— Покупательский спрос падает, и интерес к содержанию животных — тоже. Те, кто собирался приобрести питомцев, отказываются от этой идеи, — говорит он. — Потребители начинают переходить с дорогих импортных кормов, ветеринарных препаратов, шампуней на более дешевые отечественные аналоги. Вторая возможность сэкономить — это перейти от кормов к питанию по старинке «со стола» — владельцы стали варить каши и кормить животных тушенкой, а не дорогими консервами.

Хозяева также отказываются от сопутствующих товаров не первой необходимости — игрушек, поводков, ошейников и пр.

В Союзе предприятий зообизнеса считают, что от закрытия не застрахованы как сетевые зоомагазины, так и маленькие торговые точки.

— У небольших магазинов меньше оборот, при этом они вынуждены закупать товары через посреднические оптовые компании по более высокой цене, чем крупные магазины, которые при централизованной закупке у производителей и импортеров часто имеют скидки, — поясняет Дмитриев. — С другой стороны, есть местные магазинчики, которые существуют уже 20–25 лет. Тогда большим плюсом служит квалификация сотрудников — они хорошо знают вопросы кормления, оказывают профессиональную помощь потребителю, могут выступать в качестве ветврачей. Тогда как сетевые магазины сталкиваются с проблемой кадров и уровнем их квалификации. Часто сети открываются на кредитные средства, что в итоге становится их бременем.

Магазинчики против сетевиков

По словам председателя подкомитета по предпринимательству в сфере зообизнеса РФ, гендиректора Союза предприятий зообизнеса Татьяны Колчановой, на начало 2014 года объем рынка зоотоваров в России составлял примерно $4 млрд. На долю сетевых магазинов по всей России приходится не более 20%, в Москве и Санкт-Петербурге — около 50%.

— Есть всероссийские зоомаркеты, из них самые крупные — Cats & Dogs (более 40 магазинов), «Бетховен» (более 60 магазинов), «Четыре лапы» (более 100 магазинов), в некоторых регионах есть свои сетевики, но это скорее исключение из правил, основное место на рынке занимают магазины шаговой доступности, — рассказала Колчанова.

Доля импортных товаров в зоомагазинах достигает 90%.

— Мы относим такие мировые гиганты на рынке производства кормов для собак и кошек, как Mars (торговые марки , , Pedigree, Kitekat) и Nestle (торговые марки Friskies, , Felix), к импорту, несмотря на наличие заводов на территории России, поскольку они используют сырье только иностранного производства — кормовые добавки, и пр., — говорит Колчанова. — При этом с кормами для других животных — птиц, грызунов, рептилий — ситуация иная: в России много производителей качественной продукции в этом сегменте.

В союзе оценивают количество игроков рынка на уровне 10 тыс. торговых точек по всей России.

Спад спроса на зоотовары отмечают во многих магазинах по всей России. В торговых сетях столицы «Четыре лапы» рассказали, что москвичи чаще отдают предпочтение более дешевому корму экономкласса.

— Жители также стали реже покупать дополнительный товар — и игрушки, — сообщили в компании.

В зоосалоне Санкт-Петербурга «КотоПес» рассказали, что количество желающих подстричь своих собак уменьшилось втрое.

— Люди перестали ухаживать за своими животными — приводят их уже в очень запущенном состоянии. Корм тоже практически не покупают — экономят, — отметили в салоне. — Покупатели нам поясняют, что подкармливают своих питомцев дома сосисками или кашами.

В интернет-зоомагазине Новосибирска «Мой любимчик» отметили, что спрос на корм для животных упал примерно на 10%. Куда более удручающая ситуация сложилась в одном из волгоградских зоомагазинов — там спрос на корм снизился вдвое.

— В первую очередь это связано с подорожанием импортного корма на 40–50%, — сказали в компании.

В сети магазинов Aqua-Pit в Ростове-на-Дону количество продаж кормов, напротив, увеличилось.

— В этом году спрос на корм для животных вырос на 10%. Правда, дополнительные товары — игрушки, ошейники, расчески — покупать практически перестали, — сообщили в магазине.

Новых не покупают — старых не отдают

В союзе говорят, что продажи домашних питомцев через систему зоомагазинов также снизились, а вообще практически исчезли с прилавков магазинов.

— Правда, в зоомагазинах всегда было немного животных. Собак и кошек, в основном, продают через питомники, клубы, заводчиков и пр., — сказал Дмитриев.

В клубах собаководов и питомниках также подтвердили, что спрос на покупку собак снизился в 2–3 раза.

— Продажи собак упали: люди пересмотрели свои расходы во время кризиса. Сейчас среднестатистическому человеку тяжело купить породистую собаку за 30–40 тыс. рублей, — говорит представитель Многопородного клуба современного собаководства Ольга Росинская. — Крупных собак вообще практически перестали покупать — их сложно прокормить, и раньше их приобретали для загородных домов богатые люди. Поэтому питомники делают акцент на те породы, которые не требуют особого ухода, крепкие по здоровью, — например, бигли или джек-рассел-терьеры.

В московском кинологическом центре «Лианозово» говорят, что жители столицы практически не приобретают крупных агрессивных собак, например ротвейлеров и кавказских овчарок. В объединении любителей животных «Лига собаководов» к «исчезающим» породам добавили догов, черных терьеров и эрдельтерьеров.

Президент московского кинологического клуба «Северо-Запад» Лариса Афонина рассказала, что собаководы стали меньше разводить животных — если раньше средний питомник осуществлял около 30 вязок в год, то в 2014 году — всего лишь 10–15.

В то же время владельцы животных пока не отказываются от своих любимцев, даже несмотря на рост расходов в условиях кризиса. В приютах Москвы «Ласковый зверь» и «Альма» не заметили увеличения числа желающих отдать собаку или кошку.

— В основном хотят сдать бездомных щенков или котят, а не своих, — сказали в приюте «Альма».

Экзотические животные также остаются жить у своих хозяев.

— Кризис никак не повлиял на отношение к существующим питомцам. Такой ситуации, что для экономии семейного бюджета начали сдавать в приют, мы не наблюдаем, — рассказали в приюте экзотических животных «Ахатинка». — Иногда приносят питомцев, если покупали ребенку, а он наигрался и больше не хочет ухаживать, или если человеку нужно переехать — таких случаев бывает до 10 в месяц. Отказываются часто от лягушек, красноухих черепах, которые очень быстро вырастают и им требуется много пространства, террариум и уход.

Источник: Известия

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс  |  ZooAdv - сеть баннерной зоорекламы